История

Радиоуправляемые машины - История развития.

История первых радиоуправляемых машин берет свое начало с 1940 года. Одним из интересных фактов является то, что история развития радиоуправляемых машин не ограничивается каким-либо конкретным государством или же списком компаний. В связи с тем что радиоуправляемые модели пользуются огромной популярностью во многих странах мира, все эти страны имеют свою собственную историю и свой список компаний, так или иначе повлиявших на общий прогресс развития отрасли. Некоторым из них было суждено стать крупнейшими RC компаниями, занимающими лидирующие позиции на рынке и по сей день, в то время как другим исчезнуть.

ПЕРВЫЕ КОМПАНИИ, ВЫПУСКАЮЩИЕ РАДИОУПРАВЛЯЕМЫЕ МАШИНЫ.
Возможно вы будете удивлены, но первые радиоуправляемые машины начали появляться в начале 40-х годов XX века и были они с калильными двигателями (а первый калильный двигатель был изобретен Биллом Брауном в 30х годах), работающими на нитрометан-содержащем топливе, а также с небольшими бензиновыми моторами. Размеры первых моделей были довольно невелики, а их возможности весьма ограничены. Первые модели машин не имели как такового управления и запускались только по кругу при помощи корда (кордовые модели). О каком-либо коммерческом применении радиоуправляемых машин в те далекие времена еще никто не думал, а первые модели собирались исключительно энтузиастами.

История Yokomo Co. Ltd.

Yokomo Co. Ltd. (株式会社 Kabushiki-gaisha Yokomo) - ранее назывался Yokobori Model, основано 1 мая 1965 года, основатель Томоаки Йокобори. Японская компания из Адачи, Токио, специализирующаяся на радиоуправляемых автомобилях, она была одним из первых в Японии производителей автомобилей RC, а также изобрела RTR ( Ready To Run), но наиболее заметным из них является их длинная серия «Dog Fighter» радиоуправляемых багги, в основном благодаря ее успехам в гонках.

Tomoaki «Tom» Yokobori ( Yokobori Tom, ), будучи ребенком, интересовался созданием моделей военных кораблей и самолетов, но заинтересовался моделями радиоуправления, когда он стал свидетелем того, как люди играли с радиоуправляемыми самолетами через реку Аракава, таким образом, он использовал ежемесячную плату за обучение, предназначенную для школы, чтобы купить себе самолет для участия в хобби.

Поскольку его отец был энтузиастом образования, Йокобори-младший регулярно посещал дом офицера армии Соединенных Штатов, чтобы попрактиковаться в своих навыках общения на английском языке. После окончания средней школы он сопротивлялся убеждению своего отца поступать в высшее учебное заведение в пользу запуска своего розничного бизнеса по шкале почтовых заказов, который процветал, поскольку модельные магазины были доступны только в городских районах. Его сестра, которая хорошо владела английским языком, помогала ему с логистикой товаров за рубежом, когда бизнес рос. Его родители, которые управляли бизнесом по производству кондитерских изделий, позже согласились помочь в бизнесе. Yokobori разветвлялся в свой магазин, Yokobori Model Shop ( Yokobori Mokei Wamēkā), в 1974 году в магазине Mitsuboshi в Нихонбаши, первом радиоуправляемом специализированном магазине, зарегистрированном в универмаге. В результате бизнес увеличился в два раза, а затем открыл еще один в Ginza.Yokobori расширился в производство автомобилей R / C в 1977 году [1], когда в магазине была построена готовая версия версии .49ci Dune Buggy от Cox, которая была продана как комплект. Автомобиль стал успешным и помог ввести радиоуправляемые автомобили в Японию.

В 1970 году компания присоединилась к другому автопроизводителю США RC, когда они импортировали RC-1, произведенный Associated Electrics, в Японию. В результате они стали вовлечены в производственную сторону рынка, когда они изготовили запасные части для автомобиля. Это стало началом партнерства с Associated Electrics, которое продолжалось и по сей день.

Компания, которая стала Yokomo, ранее Yokobori Mokei, вскоре начала выпускать собственные автомобили RC RC в 1977 году с Mini Racer RC-12. Porsche 917/30, который был футеровкой набора позже, стал основой логотипа компании Can-Am в стиле автомобиля.

Его самый большой перерыв произошел в 1983 году, когда он представил YZ-834B, первую из долгой серии «Dog Fighter» из 1:10 внедорожных багги.

Автомобиль был импортирован в Западную Германию и был продан как Graupner Dog Fighter. Несмотря на то, что он критиковал за клиренс, который считался слишком низким для типичного внедорожного курса, это было только в 1985 году, когда Гил Лоси-младший использовал автомобиль, чтобы выиграть его и первый титул IFMAR в компании для первого 1 : 10 титулов чемпионата мира по бездорожью 4WD.

Автомобиль был заменен YZ-870C, известный как «Super Dog Fighter», совместно разработанный Масами Хиросакой, который был доставлен в компанию после его победы на следующем соревновании IFMAR 1:10 Off-Road 4WD. Его участие было вознаграждено, когда он успешно защитил свою корону в 1989 году. К этой дате, за исключением его первого титула, выиграл Schumacher CAT, все остальные титулы IFMAR, которые он выиграл, были либо для Йокомо (шесть) и его партнером на японском рынке Team Associated (восемь) и все еще выигрывают национальные титулы для компании. Отец Масами, Масааки был сотрудником компании.

Yokomo также известны своей печально известной и очень редкой линейкой шасси YR-F2. Несмотря на то, что он является полноприводным RC с приводом на передние колеса, YR-F2 запрещен на некоторых трассах, поскольку он был слишком быстрым для других RC.

В 2003 году Yokomo представили радиоуправляемый дрифт с серией автомобилей, которая была специально создана для дрифта. Недавно Yokomo сотрудничал с Tomy в 2008 году, выпустив серию миниатюрных автомобилей R / C на базе лицензированных D1GP и дрифт автомобилей, подобных своей линии R / C.

В конце 70х начал активно развиваться класс шоссейных машин класса Pan Car с электродвигателем, в масштабе 1/12. До этого времени класс 1/8 нитро был единственным популярным классом. В 1978 году компания Associated выпустила электро шасси RC12E.

В 1976 году японская компания Tamiya выпустила свой первый набор радиоуправляемой машины в масштабе 1/12 с названием Porsche 934 Turbo RSR, который разошелся в количестве 100 000 штук всего за один год. До этого Tamiya уже была довольно популярной и известной компанией так как выпускала наборы пластиковых стендовых моделей.
Первые радиоуправляемые машины от Tamiya были довольно дорогими, но это не мешало им продаваться достаточно быстро. В скором времени они начали производить более универсальные наборы моделей, которые можно было запускать на любой местности. В действительности, Tamiya стала первой компанией которая начала выпускать вседорожные радиоуправляемые модели багги. В 1979 году они выпустили модели Sand Scorcher и Rough Rider. Дизайн данных машин был скопирован с настоящих песчаных багги.

С этого времени началась золотая эра офф-роад моделей. Данный класс начал стремительно развиваться как на клубном так и на бытовом уровне, увеличивая популярность данного вида хобби по всему миру. Компания Tamiya продолжала выпускать различные внедорожные модели. В то время, почти каждый что-нибудь слышал о багги Tamiya Frog и Hornet. Также, компания приступила к выпуску моделей грузовых пикапов, например таких как Toyota HiLux Pickup, имеющие реалистичную 3-скоростную трансмиссию и рессорную подвеску. Эти модели реалистично выглядели, были крепкими, их можно было легко настроить и починить в случае поломки. Радиоуправляемые машины от Tamiya стали настолько популярны что, фактически, их можно причислить к тем моделям которые произвели настоящий бум в RC хобби в начале-середине 80х годов XX века и задали основные каноны развития для всех современных радиоуправляемых автомоделей.

Первые модели от Tamiya и, в частности, первые внедорожные модели, особенно ценятся коллекционерами. Возможность заполучить в свою коллекцию одну из таких моделей не останавливает коллекционеров платить по 3000$ и более. Иногда такие винтажные образцы появляются на интернет-аукционах в первозданном виде, т.е. в виде набора для сборки. Не угасающая популярность моделей тех лет сподвигла Tamiya начать повторный выпуск этих машин в настоящее время , с незначительными изменениями.

Еще одно немаловажное нововведение в RC хобби в 1980 году привнесла британская компания Schumacher Racing. Она изобрела настраиваемый шариковый дифференциал, что позволило вывести настройку моделей на качественно новый уровень. Ранее, почти на все шоссейные радиоуправляемые модели устанавливались цельные передние и задние оси, в то время как на внедорожных моделях использовались шестеренчатые дифференциалы.

На сегодняшний день самыми популярными "игрушками" в мире являются радиоуправляемые модели: вертолётов, самолётов, автомобилей, мультикоптеров и так далее. Для того, чтобы понять почему, немного вернёмся к истокам данного направления.

Впервые самодвижущаяся модель появилась ещё в 1786 году. Изобретатель Уильям Мёрдок, который изучал разработки братьев Уатт (создатели первого парового двигателя) впервые собрал и показал людям маленькую самодвижущуюся повозку. Она сильно отличалась от сегодняшних игрушек, потому что эта повозка могла двигаться только прямо. Но факт того, что игрушечный механизм смог передвигаться без физических воздействий человека, смог произвести неимоверный фурор.

Эти миниатюрные повозки стали самой желанной игрушкой для детей, но цена была у них почти как у полноценного автомобиля. Выпуск подобных самодвижущихся повозок с паровым двигателем продолжился вплоть до XX века. Но в дальнейшем, после изобретения электромотора, начали появляться принципиально отличающиеся от паровых, новые механизмы. В наши дни, приобрести радиоуправляемые игрушки разных типов, возможно в любом магазине. Несмотря на то, что всего несколько десятков лет назад техника такого рода, была в использовании только у военных и ученых.

 Сама идея, что миниатюрными моделями возможно управлять с помощью радиоволн возникла почти что сразу после изобретения самого первого радиоприемника. И в 1898 году изобретатель Никола Тесла продемонстрировал всем собственное гениальное изобретение – миниатюрную радиоуправляемую модель лодки. Спустя несколько лет уже в 1903 году Братья Уилбур и Орвилл Райт создали первую модель аэроплана. А спустя еще семь с половиной лет Чарльз Кеттеринг для военных целей изобрел летающую модель с часовым механизмом, которая был способна взрываться достигая цели.

 В дальнейшем учёные всего мира трудились над радиоуправляемыми моделями, совершенствуя их. А когда в приемниках начали впервые использовать транзисторы — радиоуправляемые модели обрели многоканальное управление. Сам процесс модернизации техники шел далеко не всегда гладко. Наиболее трудно проходило развитие авиамоделирования, нередко воздушные аппараты не могли держаться в воздухе дольше минуты. С тех самых пор было сделано много различных технических открытий, кроме этого, изменился с сам внешний вид радиоуправляемых машин.

 Благодаря вышеизложенному, можно прийти к выводу, что вся техника, которая нас окружает, появилась в большей степени благодаря непосильному труду и усидчивости многих учёных, изобретателей и их невероятному стремлению к познанию нового. Сегодня так же прогресс не стоит на месте, поэтому всегда появляется много интересного и малоизведанного, до которого хочется прикоснуться и взрослому и ребёнку.

 

История развития автомодельного спорта в СССР, России и Приморском крае.

 

Автомодельный спорт - представляет собой состязание технических умов. Целью участников является копирование и «обкатывание» различных моделей машин. Причем «обкатывание» эти машины проходят на различных трассах. Как вид спорта автомодельный спорт зародился в Европе в 1940-х годах. Он носил в основном развлекательный характер.

 

Начало более широкому развитию автомодельного спорта было положено в конце 1955 года, когда решением ЦК ДОСААФ СССР была создана центральная лаборатория автомобильного моделизма.  Эта лаборатория стала техническим, методическим и пропагандистским центром развития автомодельного спорта в стране, однако задолго до создания лаборатории  энтузиасты одиночки уже строили свои модели.

В 1956 году ЦК ДОСААФ была утверждена трехгодичная программа по автомоделизму, рассчитанная на техническое обучение.  В последующие годы программа обучения автомоделистов совершенствовалась.

В 1957 году впервые в нашей стране были проведены соревнования автомоделистов четырех городов: Москвы, Ленинграда, Риги и Харькова.  В этих соревнованиях приняли участие всего 30 автомоделистов, которые привезли с собой 19 моделей с двигателями внутреннего сгорания ( ДВС ), 3 - с электродвигателем, 5 - с резиномотором и несколько других моделей.

Скорости моделей были тогда небольшие.  Модель Евгения Ляшенко из Харькова развила лучшую скорость 56,88 км / час.

Первое место завоевала команда харьковчан.

На пятых всесоюзных соревнованиях автомоделистов в 1961 году участвовало уже 120 спортсменов, составлявших 16 команд.

Первое место на этих соревнованиях заняла команда Российской федерации.

В первых российских соревнованиях школьников в 1960 году, принимали участие команды Ростовской, Воронежской, Орловской, Калужской, Ярославской, Московской, Кировской, Псковской, Свердловской, Новосибирской и Омской областей, Ставропольского и Краснодарского краев, городов Москвы и Ленинграда . Первыми мастерами автомодельного спорта страны стали:

С. Казанков, А. Суханов, В. Якубович, А. Давыдов, В. Булыгин, Б. Ефимов.

На протяжении многих лет автомоделизм в стране стал одним из ведущих технических видов спорта, как среди юношей - школьников, так и среди взрослых спортсменов.

Советские мастера автомоделизма многократно становились призерами в личном и командном зачетах чемпионатов Европы и мира.

В стране имеются заслуженные мастера спорта СССР, мастера спорта международного класса, множество мастеров спорта СССР и кандидатов в мастера спорта.

 

Заслуженный тренер, мастер спорта СССР Белоусов Виктор Пантелеевич

25 мая 1935 года родился основатель автомодельного спорта на Дальнем Востоке России Белоусов Виктор Пантелеевич

Белоусов Виктор Пантелеевич – художник и спортсмен, живописец, член Приморского отделения ВТОО «Союз художников России», пейзажист, портретист, автор натюрмортов, художник – педагог, основатель автомодельного спорта в Приморском крае, заслуженный тренер – учитель РСФСР, мастер спорта СССР и судья Республиканской категории живёт в Приморском крае во Владивостоке с 1954 года.

Ведущий жанр его живописи – пейзаж: городской, сельский, морской, чистый или жанрированный, передающий радостное, мажорное восприятие окружающего мира. Главная тема творчества этого художника – реалиста – природа Сибири и Дальнего Востока.

Виктор Пантелеевич родился в 1935 году в Борисовском зерносовхозе Щербакульского района Омской области. Красота омских степей, лесов, рек, озёр и уроки художника Владимира Ковалика, народного умельца. Разбудили в нём желание стать живописцем.

С 1954 по 1958 годы В. П. Белоусов служил на Тихоокеанском флоте. Во время службы окончил трёхгодичную изостудию, где его преподавателями были В.В. Безродный и Ю.А. Черменёв.

С 1958 по 1963 год учился во Владивостокском художественном училище у И.И. Поляковой, В.И. Прокурова, Н.П. Клянина и одновременно работал в Приморской краевой станции юных техников руководителем автомодельного кружка.

После окончания учёбы в ВХУ художник 54 года совмещал работу учителя рисования и черчения в СШ №26 и№18 с тренерской работой. В свободное время рисовал, писал этюды и картины. С 1982 года – участник художественных выставок: краевых, региональных, всероссийских, групповых и персональных.

Виктор Пантелеевич считает своим наставником народного художника РФ Ивана Васильевича Рыбачука, благодаря дружбе с которым оказался в цепи прямой преемственности лучших традиций русской реалистической живописи, заложенных передвижниками.

Уникальная природа Уссурийского края, воспетая В.К. Арсеньевым, очаровала Виктора Белоусова и стала излюбленной темой его тихих провинциальных пейзажей, запечатлевших побережье Амурского и Уссурийского заливов.

С 1960 года он стал писать пейзажи родных сибирских мест, предпочитая и здесь небольшие лирико-поэтические композиции, гармонизирующие зрителя. Живопись мастера отличается умелым построением пространства, обобщением природных форм и декоративной звучностью цвета.

Выставка «Диалог: Сибирь – Дальний Восток», - седьмая совместная выставка художников-братьев Виктора и Владимира Белоусовых в городах и сёлах Омской области. Она согрета любовью к природе их Родины.

С 2000 года Виктор белоусов – член объединения «Друзья и годы» при ОРО ВТОО «СХР». Его произведения находятся в Приморской Государственной картинной галерее, в Приморском Государственном объединённом музее им. В.К. Арсеньева, в музее боевой славы пограничного управления ФСБ по Приморскому краю (г. Владивосток), в Государственном музее имени народного художника России Кондратия Белова (Омск), в городском музее «Искусство Омска», в Тавричанском художественном музее и в Марьяновском художественном салоне (Омская область), в частных коллекциях в России, Республики Корея, Китая, Японии, США, Австрии, Австралии.

За многолетнюю работу учителем и тренером имеет правительственные награды: ряд медалей, нагрудных знаков, почётных грамот, благодарственных писем от губернаторов Приморского края.

Датой рождения автомодельного спорта в Приморском крае является 1959 год.

В этом году при краевой станции юных техников был открыт автоконструкторский кружок.  В последующие годы он стал называться автомодельным кружком.

Основоположником автомодельного спорта в приморском крае является Виктор Пантелеевич Белоусов.   Он делал все возможное для того, чтобы развивался автомодельный спорт в г. Владивостоке и Приморском крае.  Виктор Пантелеевич многократно проводил семинары и сборы руководителей автомодельных кружков.  Им был разработан ряд типовых чертежей и методических указаний в помощь руководителю автомодельного кружка.

К 1963 году в приморском крае уже функционировали кружки в городе Владивостоке, Спасске - Дальнем, Артеме, Дальнереченске.

Первыми руководителями автомодельных кружков были: В. Белоусов, Е. Воловик, А.Плечков,  А. Титоренко.

Первые краевые соревнования автомоделистов прошли в 1961 году в городе Спасске - Дальнем. В них участвовали спортсмены двух городов: Владивостока и Спасска - Дальнего.  Всего 19 школьников.  На соревнования выставили модели следующих классов:

гоночные с объемом цилиндра двигателя 1,5 см 3 (Е - 1) и 2,5 см 3 (Е - 2);
- аэромобили с объемом цилиндра двигателя 2,5 см 3 (АМ - 2) ;
- модели полумакеты (модели, внешне копирующие автомобили отечественного производства того времени) с ДВС 1,5 и 2,5 см 3;
- модели с электромотором;
- модели с резиномотором.

Команда г. Владивостока в составе  В. Понаморенко,  Ю. Бутича, В. Горячева, В. Сокола, В. Дмитренко, В. Юнак, М. Панищева, В. Бирюкова, С. Чебала, заняла первое место.

Лучшие скорости гоночных моделей с ДВС 1,5 см3 были около 50 - 53 км /ч, 2,5 см3 - 65 -70 км/ч, полумакетов с ДВС 1,5 см3 - 38 - 40 км/ч, 2,5 см3 - 56 км/ч.

В 1965 году в краевых соревнованиях принимали участие команды г. Владивостока: дома пионеров, интерната №1 и №2, средней школы №28; г. Артема и г. Спасска - Дальнего.

Судейской коллегии были представлены гоночные модели с ДВС 1,5 ; 2,5 и 5см3 ; полумакеты с ДВС 1,5 и 2,5 см3 ; полумакеты с электромоторами ; модели с резиномотором и экспериментальная модель. Чемпионами на этих соревнованиях стали:
Драхлов Виталий - е - 1 - 76 км/ч
Дмитренко Виктор - е - 2 - 115 км/ч
Горячев Вадим - е - 3 - 90 км/ч
Белинский Юрий - полумакет1,5см3 - 60 км/ч
Дарменко Александр - полумакет 2,5 см3 - 68 км/ч
Бутич Юрий с электромоделью
Белинский Юрий с резиномоторной моделью
Шутов Анатолий с экспериментальной моделью на которой был установлен ракетомодельный реактивный двигатель.

Впервые в 1965 году на чемпионат России по автомодельному спорту была сформирована сборная команда школьников от Приморского края в составе: Виталия Драхлова, Виктора Дмитренко, Юрия Белинского, Александра Дарменко, Татьяны Кравцовой и Анатолия Шутова.

Из 22- х команд Российской федерации приморские автомоделисты заняли пятое командное место - это был успех.

В команде был призер с экспериментальной моделью - Шутов Анатолий.

Благодаря целеустремленной работе энтузиастов - руководителей, спортсменов автомоделистов и главного тренера В. П. Белоусова автомодельный спорт в Приморском крае активно развивался.

Результаты и авторитет приморских автомоделистов с каждым годом возрастал в Российском, а затем в союзном масштабе.

Появились первые призеры, чемпионы России а за тем и мастера спорта СССР.

Первым приморским автомоделистом - чемпионом России и призером союза, а за тем мастером спорта СССЗ стал В. П. Белоусов.

Он выступал с гоночной моделью Е - 4 рабочий объем цилиндра двигателя - 10 см3.

Первым мастером спорта СССР из воспитанников В. Белоусова был Василий Лаврухин. Он выступал с моделью копией.  Лучший скоростной результат его модели 163 км/ч, это по прежнему лучший скоростной результат в СССР среди моделей копий с ДВС 1,5

Затем мастерами автомодельного спорта в Приморском крае становились и другие автомоделисты, в основном воспитанники тренера В. П. Белоусова: Виктор Лавренюк, Александр Цыбульский, Виталий Поляков, Геннадий Нарзуков, Александр Рубан, Алексей Гребенкин, Борис Бабец, Александр Плечков, Стас Алексенко, Александр Дарменко, Юрий Нестеренко, а затем и его воспитанник Александр Денисов. Более 20 спортсменов выполнили норматив кандидата в мастера спорта.

Приморские автомоделисты вошли в число ведущих спортсменов России, СССР, Европы и мира.

Результаты приморских спортсменов в разные годы до1998 года по классам моделей:
Е - 1 - 232 км/ч Василий Лаврухин г. Владивосток
Е - 2 - 270 км/ч Алексей Гребенкин (первый приморский мастер спорта международного класса ) г. Владивосток
Е - 3 - 278 км/ч Юрий Нестеренко г. Арсеньев
Е - 4 - 302 км/ч Александр Рубан г. Владивосток

Хорошие результаты показаны и в классе радиоуправляемых моделей Приморскими спортсменами Ивановым Андреем, Старокожевым Андреем, Гребенкиным Алексеем, Виталием Коколевским, Олегом Леоненко,  Александром Шер, Валерием Сиделевом, Александром Денисовым и другими.

Впиши себя в историю, правильными поступками!